13 августа 2018 года прошло аппаратное совещание под председательством акима области Мухамбетов А.Б. о результатах деятельности государственной экспертизы проектов по итогам 1 полугодия 2018 года и комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства в Республике Казахстан по принципу «одного окна». Присутствовали заместители акима области, руководитель аппарата акима области, руководители правоохранительных органов, областных управлений, департаментов и организаций, ответственные работники аппарата акима области, представители СМИ. Всего: 100 человек.
Выступил директор филиала РГП «Госэкспертиза» по Костанайской области Жакупов А.У., изложив итоги основной производственной деятельности филиала за первое полугодие 2018 года. В своем выступлении он сообщил:
По итогам 1-полугодия 2018 года по Государственной экспертизой по Костанайской области выдано 78 заключений с общей заявленной сметной стоимостью строительства 43,61 млрд. тенге. В том числе:
- выдано 75 положительных заключений с рекомендованной сметной стоимостью строительства 45,24 млрд. тенге;
- по 3 проектам выданы отрицательные заключения (проекты по государственным инвестициям).
В количественном выражении 54 ед. проектов с участием государственных инвестиции (37,78 млрд. тг.) и 24 ед. проектов с участием негосударственных инвестиции (5,833 млрд. тг.).
Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года количество проектов с участием государственных инвестиции 84 ед. (58,702 млрд. тг.) и 30 ед. (28,051 млрд. тг.) соответственно с участием негосударственных инвестиции.
Наименьшее количество заключений выдано в марте месяце, всего 6 заключений.
Наибольшее количество заключений - 15 ед (месяц).
В рамках государственной программы жилищного строительства «НҰРЛЫ ЖЕР»:
- по жилищному строительству - рассмотрено 12 ед. проектной документации, с общей рекомендованной стоимостью 10,467 млрд.тенге.
За счет частных инвестиций рассмотрено 4 ед. ПСД, с общей стоимостью 4,588 млрд. тг;
- по развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры - рассмотрено 9 ед. проектной документации, с общей рекомендованной стоимостью 6,1 млрд. тенге.
- по объектам водоснабжения и водоотведения - рассмотрено 9 ед. документации, с общей стоимостью 7,4 млрд.тенге.
- по объектам газоснабжения - рассмотрено 7 ед. проектной документации, с общей стоимостью 6,1 млрд. тенге.
- по объектам теплоснабжения - рассмотрено 7 ед. проектной документации, с общей стоимостью 2,2 млрд. тенге.
- по объектам электроснабжения - рассмотрено 6 ед. проектной документации, с общей стоимостью 2,6 млрд. тенге.
Одним из основных направлений деятельности Государственной экспертизы, находящейся под постоянным контролем, является качество экспертизы. Следует отметить, что качество проектов, поступающих в экспертизу, продолжает оставаться низким.
Так, по итогам 1-полугодия 2018 года выявлено 3 проектных организаций с низким качеством разрабатываемой документации, представивших 3 проектов с многочисленными недоработками, грубейшими нарушениями и отклонениями от требований государственных нормативов.
Государственная экспертиза направляет сведения в КДСиЖКХ МИР РК и ГАСК для последующего направления информации в соответствующие органы и проведения проверок.
Все решения о выдаче отрицательного заключения принимаются коллегиально. Спорные вопросы, при необходимости, выносятся на рассмотрение Экспертного совета и рабочих совещаний с привлечением заинтересованных сторон (заказчиков и проектных организации).
Так, в первые пол 2018 года в проектах, рассмотренных Госэкспертизой, были выявлены более 5 тысяч недоработок и отклонений от норм проектирования, основными из которых являются:
- представленная проектная документация не соответствует требованиям Приказов МНЭ РК и НТД;
- сметная документация составляется с нарушением требований действующих нормативных документов. Объемы работ в сметной документации не соответствуют представленным проектам;
- недоработки в решениях по инженерному обеспечению; не все обязательные пункты технических условий эксплуатирующих организаций выполняются при разработке проекта;
- указываются нормативные документы, которые отменены или заменены на другие нормативные документы;
- предоставляются проекты, в составе которых отсутствуют некоторые разделы;
- не предоставляются расчеты по определению параметров принятых проектных решений.
Так же для обеспечения полноты, сопоставимости и достоверности информации в части применяемых материалов и оборудования при проведении государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, осуществляется контроль за максимальным применением в проектах строительных материалов, изделий и конструкций, выпускаемых казахстанскими товаропроизводителями, а также за применением энергосберегающих технологий.
По результатам совещания было принято следующее:
1. Необходимо продолжить работу по разъяснению механизма комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства в Республике Казахстан по принципу «Одного окна»;
2. Совместно с областным управлением государственного архитектурно-строительного контроля (Катарбеков Н.Ж.) усилить своевременное выявление недоработок и отклонений от норм проектирования и принимать действующие меры по их устранению в соответствии с установленным законодательством.
Фото Багдада АХМЕТБЕКОВА